Контакты и схема проезда
Фотографии храма
Расписание богослужений
Что такое Православие? Ответы.
История храма
Духовенство храма
Жития святых
Архитектура храма
Иконы храма
Катехизация
Воскресная школа для детей
Молодежная деятельность
Социальная деятельность
Видео о храме
Гостевая книга
Нужды храма
Расчетный счет
На главную страницу
|
Проходя дом графа Разумовского, вы в нескольких шагах на перекрестке видите хорошей архитектуры церковь Вознесения Господня, украшкнную снаружи под карнизом изображениями Апостолов довольно искусной кистью, внутри Храм сей убран великолепно и со вкусом. Оный построен в 1793 году, и как известно, на земле графа Разумовского; не надлежит однако полагать, что храм сей вновь на сем месте выстроен, ибо летописи упоминают о храме здесь бывшем ещё в царствование Царя Михаила Федоровича.
/Из книги "Москва или исторический путеводитель по знаменитой столице Государства Российского" М., 1831 г./
По древнему московскому преданию Храм существовал здесь с начала 17 века, со времени царя Михаила Федоровича Романова.
Название местности, где расположен Храм, произошло от расположенного здесь Казенного горохового поля. Сначала местность
называлась просто "полем", или "Басманным полем", и в первый раз в 1718 году названа "Гороховым полем".
Его пересекали
две тропинки, которые позже стали улицами Вознесенской (Радио) и Гороховой (Казакова). На пересечении этих улиц и была
построевна церковь Вознесения Господня на Гороховом поле.
Владельцем этих земель был граф Гавриил Иванович Головкин.
В 1731 году, будучи в чине Государственного канцлера, тайного советника,
разных орденов кавалера и графа, живя здесь со своими детьми и внуками пожелал по старости своих лет иметь при своем доме (домовую)
церковь и подал о том прошение на имя Императрицы Анны Иоановны.
Разрешение было получено и почти через два года в 1733 г. деревянная церковь была построена и освящена.
В 1737 году случился большой пожар. Сгорел дом графа Головкина и сильно пострадала церковь. На месте сгоревшей деревянной церкви
был построен однопрестольный приусадебный кирпичный храм - который был домовой церковью канцлера, а позже
графа Кирилла Григорьевича Разумовского.
В тот период её называли церковью в "Разумовском саду". В 1743 г. усадьба стала принадлежать графу Алексею Григорьевичу Разумовскому.
Граф А.Г. Разумовский, заботясь об устройстве своего дома, не забывал Вознесенской при его доме церкви и священнослужителей ее.
В 1748 г., как видно из протоколов Московской Духовной консистории, случился пожар в доме графа и "в каменной его Сиятельства
церкви Вознесения Господня внутри пол также и на церкви кровли выгорели". На основании резолюции Святейшего Синода и
митрополита Платона
церковь была восстановлена и вновь освящена.
Ко второй половине XVIII в. Гороховое поле уже не стало в собственном смысле полем. Вся местность поля стала застраиваться русскими
знатными и именитыми людьми. Здесь сгруппировалась вся знать XVIII в. И красивая местность украсилась и красивыми дворцами именитых
людей Салтыковых, Головиных, Шереметьевых, Долгоруких. С уверенностью можно сказать, что ни в одной из окрестностей Москвы не было
столько "загородных дворцов", сколько в Гороховской местности.
В 1769 г. Разумовского домовая каменная церковь Вознесения Господня была переименована из домовой в приходскую. Нет сомнения, что
такое изменение произошло не без желания местных жителей и изволения самого графа. В первой метрической книге (1769-1771 гг.)
написано, что церковь Вознесения изначально стояла между главным домом графа и бывшими прудами.
С 1769 г. население прилежащих мест увеличилось и церковь перестала вмещать молящихся. В 1771 г. встал вопрос о ее перестройке
"по случаю невместимости" Священник Петр Андреев и приходские люди обратились к митрополиту Платону с прошением о пожаловании
земли под новую церковь. На прошение наложена Платоном резолюция "...на новое место церковь перенести, передачу земли оформить
законным порядком под строительство церкви и домов священнослужителей". Под строительство церкви было выделено и навсегда
передано 2144 кв.сажень земли.
Стоявшая на главной аллее парка Разумовского дворца старая церковь была снесена. Между частью дворца Разумовского у реки Чечоры,
выходящей на улицу, и главным домом приютились дворики причта церкви, севернее была сама церковь Вознесения Господня. Река Чечора,
на берегу которой находился храм, в начале ХХ века была заключена в трубу, вдоль которой расположился Елизаветинский переулок.
Считается, что церковь Вознесения была построена знаменитым архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым
, хотя не найдены документальные свидетельства тому.
Некоторые исследователи считают, что в пользу авторства Казакова говорят несколько архитектурных форм, свойственных стилю, например
ротонда, где расположен главный придел. Она увенчана невысоким ступенчатым куполом, над которым возвышается легкий фонарик.
Эти детали Козаков очень любил и повторял в других строениях (Церковь митрополита Филиппа в Москве
и др.). По проекту М.Ф. Казакова в Москве построено свыше 100 зданий. Для графа Разумовского он построил в 1800-1802 гг.
Великолепный дом (№18).
Казаков во многом определил архитектурный облик Москвы 18 и начала 19 веков.
Именно поэтому в 1939 году улица Гороховая была переименована в улицу Казакова в честь 200-летия зодчего.
Вознесенская улица, получившая название по исконно московской традиции – по названию церкви, была переименована в улицу Радио
в 1929 году в связи с радиофикацией города и радиостанцией, построенной на ней.
Существует устное предание, что посвящение правого придела Святителю Николаю Чудотворцу было пожеланием основного вкладчика средств
в строительство храма – Николая Никитича Демидова,
тем более, что церковь, посвященная покровителю его отца – Никите Мученику уже была поблизости на Старой Басманной улице.
Духовная и материальная помощь митрополита Платона и именитого прихожанина Николая Демидова, а также молитвы и каждодневные
старания священника Петра Андреева определили успех и относительно быстрое возведение храма. Об этом и записано в клировых
ведомостях церкви, что «церковь построена тщанием священника Петра Андреева на сборную от доброхотных дателей сумму и при особом
вспомоществовании прихожанина господина Николая Никитича Демидова и других прихожан». Священник храма отец Пётр за свои высокие
добрые качества и особенную ревность ко вновь строящемуся храму Вознесения Господня пользовался особенным вниманием и любовью
митрополита Платона.
Священник Пётр Андреев – строитель храма священствовал в 1775 – 1823 гг. почти 50 лет. К сожалению, не удалось найти свидетельства
о нем, но плоды его деятельности очевидны. Именно его молитвами успешно реализован огромный проект по строительству храма.
Колокольня прямоугольной формы была построена вместе с храмом из кирпича. Колоколов было десять. На большом была надпись «Придите
ко Мне вси страждующии и обременении и Аз упокою вы, иго Мое благо и бремя Мое легко есть…» отлит сей колокол мая 12 в царствование
Государя Императора Александра III. Придел Пророка Моисея Боговидца
был возведен в память о церкви Моисеевского монастыря, который был расположен на Моисеевской площади между Охотным рядом и Тверской
улицей (на фото - раскопки некрополя Моисеевского монастыря,
на карте Кремля и Красной площади монастырь виден справа от моста),
в 1789 г. упраздненного в числе прочих Манифестом Императрицы Екатерины II от 12.02.1764 г.
Кирпич, прочие строительные материалы и многие церковные предметы были перенесены в строящийся храм Вознесения Господня на Гороховом
поле в 1789 году. Это единственный придел в честь Святого Пророка Боговидца Моисея в Москве.
Чудотворная икона Пророка – одна из самых почитаемых икон храма.
В московскую церковь её привезли из далекой Сибири. Так была увековечена память об упраздненном Моисеевском монастыре
на Манежной площади, из кирпичей которого возведен Вознесенский храм. Прихожане считают, что в нём до сих пор живёт особый
монастырский дух.
В Моисеевском женском монастыре была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами по обе стороны Алтаря – во имя
пророка Моисея Боговидца и Святителя Николая Чудотворца. Упразднение их определило посвящение приделов в новом Вознесенском храме,
тем более, что на камнях разобранной церкви он возрастал.
Начало строительства затягивалось, у прихожан не было денег, и только, когда им согласился помочь Николай Никитич Демидов, а
церковные власти отдали материалы из-под разобранного Моисеевского монастыря, строительство началось.
Возводили её недалеко от старой церкви. В 1787 году была выделена земля, лежащия на улице, ведущей к Дворцовому мосту (на фото 1900-х г.).
«В 1788 года мая 25 числа в день славного нашего настоящего и будущего приходского праздника Вознесения Господня совершена
была торжественная закладка новой Вознесенской церкви» - как сказано в сборной книге. Закладка названа «торжественной»,
потому что проводил её Митрополит Платон в присутствии знатных, великих особ и приходских людей.
Храм с Главным престолом Вознесения Господня, приделы в трапезной – Пророка Моисея и Святителя Николая Чудотворца
(был обновлён в 1872 г.).
В 1793 году мая 2 числа совершено было освящение Вознесенской церкви митрополитом Платоном в присутствии знатных персон – как
записал об этом один из очевидцев великого события.
Митрополит Платон (Левшин) был очень известным человеком в Москве. Его называли «вторым Златоустом», «московским Апостолом»,
потому что он был замечательным, ярким проповедником во времена Государей Екатерины II, Павла I, Александра I.
В 1797 году митрополит Платон подарил большого формата Евангелие в серебряно-вызолоченном окладе с собственной ручной надписью
«…сию книгу Евангелия даю вкладом в церковь Вознесения Господня, что в Москве на Гороховом поле священнику Петру, Смиренный
Платон митрополит Московский, 1797 ноября 18 Вифания…».
В храме в более поздние времена служил дьяконом и потом священником известный собиратель архивных документов по истории московских
церквей Гавриил Иванович Холмогоров. Работы велись вместе с его братом Василием Ивановичем
под руководством историка Забелина Ивана Егоровича.
Гавриил Иванович Холмогоров жил недавно от храма на Вознесенской ул., д.2/8, но дом его не сохранился.
При советской власти в 1933 году Храм закрыли (довоенное фото)
и передали здание под клуб Аэродинамического института, потом в нём была размещена слесарная мастерская, типография.
Местонахождение вывезенных из церкви икон и утвари неизвестно.
В 1941 году в здание храма попала авиабомба, повредившая купол, в стене появилась трещина.
В 1960-х годах была произведена частичная реставрация церкви-памятника архитектуры.
С 1973 года памятник-храм использовался Московским производственным объединением «Упаковка»
и оно постоянно сотрясалось от
работающих типографских машин.
В 1987 году произошел пожар, сильно уничтоживший внутренние интерьеры. Частично утрачена живопись на фасадах, существовавшая
ещё в 1950-е годы.
После почти 70-летнего забвения храм был передан с большими трудностями Русской Православной Церкви в 1992 г. Постановлением
правительства Москвы за № 622 от 11.08.1992 г.
Однако храм не был доконца освобожден арендателями.
Необходимо было освободить помещение от шести туалетов, подсобных помещений
наверху, от двух железобетонных перекрытий, изуродовавших интерьер ротонды, расчистить стены с утраченной росписью от следов
пожара 1987 года, возникшем по вине картонажной фабрики "Упаковка" - от всякого рода мусора.
Первый водосвятный молебен в приделе пророка Боговидца Моисея был совершен в праздник Святого Крещения 19 января 1993 года.
В первую Божественную Литургию 13 февраля придел Пророка Боговидца Моисея был освящен малым иерейским чином Протоиереем Василием
Головановым,
направленным в качестве настоятеля на служение и восстановление храма в конце 1992 года Указом Святейшего Патриарха
Алексия II.
Святынями Храма являются: Крест-мощевик с частицами мощей Свт. Николая Чудотворца, прп. Сергия Радонежского,
прав. Симеона Богоприимца и других угодников Божиих;
имеются частицы: Гроба Господня, Животворящего Креста Господня, Гроба Богоматери;
иконы – Богоматери «Нечаянная радость» и «Державная», Св. Пророка Боговидца Моисея.
В ноябре 1998 года хранителем Олегом Ивановичем Бельченко в церковь был передан
Образ Св. Царя Мученика Страстотерпца Николая II.
Настоятель храма, приняв икону благоверного Царя Мученика, прочитал Акафисты Божией Матери Державной и Государю Св.
Царю Страстотерпцу. Икона Государя обильно мироточила, храм наполнился благоуханием.
Протоиерей Василий Голованов был уверен, что мироточивый образ Царя оказался в храме Вознесения на Гороховом поле не случайность,
а событийность. Есть устные свидетельства очевидцев, что на второй этаж священнического дома, расположенного ранее среди других
приходских построек правее храма,
вела дубовая с широкими ступенями «Золотая царская лестница». По ней сам Государь Николай
Александрович хаживал.
Не мог Государь не посетить и существующую возле храма женскую богадельню. Неоднократно входил и в сам
Храм (Вознесения Господня), где в иконостасе Никольского придела располагалась икона Фёдоровской Божией Матери,
покровительница Дома Романовых.
Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на рапорте настоятеля Храма о факте мироточения образа
Государя Страстотерпца Николая II была начертана резолюция: «Мироточение святых икон мы рассматриваем как проявление милости
Божией к нам в это трудное время, в котором мы живём».
|
|