Икона
Николая Чудотворца
на Никольской башне
Московского Кремля.


ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ: Глава Росохранкультуры Александр Кибовский рассказал, предположение, что иконы могли уцелеть в ходе революционных событий в Москве, появилось после того, как в архивах Музеев Московского Кремля были найдены ведомости, согласно которым деньги на реставрацию фресок выделялись уже в 1920-х годах. Реставрацию изображения на Спасской башне в своих лекциях по искусствоведению упоминал и художник Игорь Грабарь. По его словам, в ходе реставрации изображения, поврежденного при обстреле в октябре 1917 года, с фрески были сняты более поздние красочные слои, под которыми была обнаружена фреска конца XV - начала XVI века. Директор кремлевских музеев Елена Гагарина предположила, что иконы заштукатурили в 1937 году по случаю 20-летнего юбилея революции. По словам главы попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимира Якунина, искать иконы на башенных киотах решили в 2007 году; тогда же было получено благословение патриарха Алексия II. Работы были начаты в апреле 2009 года, когда удалось согласовать с ФСО. Тендер на зондирование киотов выиграло Межобластное научно-реставрационное художественное управление Минкультуры РФ. По словам Кибовского, шурфы лично делал его руководитель Сергей Филатов - "выдающийся специалист в области фресковой живописи, один из лучших специалистов в Европе".

НАХОДКА: 11 мая 2010 года прессе стало известно, что на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля обнаружены древние надвратные иконы, которые были замурованы в советские годы и долгое время считались утраченными. "Факт в том, что, по крайней мере, на двух башнях Кремля иконы обнаружены. Это эпохальное событие с точки зрения культурных открытий", - заявил во вторник на пресс-конференции глава попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин. Он добавил, что проект "не ограничивается только этими двумя башнями, просто в отношении Спасской и Никольской башен у историков было больше оснований делать предположения о сохранности надвратных икон".




ОПИСАНИЕ: По имеющимся историческим материалам, на Спасской башне располагается икона, на которой изображены Спаситель с припавшими к его ногам преподобными Сергием и Варлаамом. Икона написана в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея в 1521 году. Икона святителя Николы Можайского на Никольской башне датирована концом XV - началом XVI века. Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими воспринято как чудо.

ПОСЛАНИЕ: Найдена именно та икона Николая Чудотворца, фотография которой была отправлена как благословение патриархом Тихоном адмиралу Колчаку. Из воспоминаний ротмистра Князева, личного адъютанта Александра Васильевча Колчака:"В первых числах января 1919 г. к Адмиралу приехал священник, посланный Патриархом Тихоном с фотографией образа Св. Николая Чудотворца с Никольских ворот Кремля... Священник был в костюме бедного крестьянина с мешком на спине. Кроме крошечного образа с большим риском для жизни священник пронес через большевистский фронт ещё письмо от Патриарха, зашитое в подкладке крестьянской свитки. "...Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему Высокопревосходительству, перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6-го декабря в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением "Спаси Господи люди Твоя!" всеми молящимися на коленях.

РАССТРЕЛ ИКОНЫ: 6-го декабря 1918 г. после октябрьской революции верный вере и традиции народ Москвы по окончании молебна ставши на колени запел: "Спаси Господи..." Прибывшие войска и полиция разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий. Святитель на этой иконе Кремлевской стены был изображен с крестом в левой руке и с мечом в правой. Пули изуверов ложились кругом Святителя, нигде не коснувшись Угодника Божия. Снарядами же, вернее, осколками от разрывов была отбита штукатурка с левой стороны Чудотворца, что и уничтожило на Иконе почти всю левую сторону Святителя с рукой, в которой был крест.




ЯВЛЕНИЕ: В тот же день по распоряжению властей антихриста, эта Святая Икона была завешана большим красным флагом с сатанинской эмблемой. Плотно прибит по нижнему и боковым краям. На стене Кремля была сделана надпись: "Смерть Вере - Опиуму Народа". На следующий день, 7-го декабря 1918 г., собралось множество народу на молебен, который, никем не нарушимый, подходил к концу! Но, когда народ, ставши на колени, начал петь "Спаси Господи!" - флаг спал с Образа Чудотворца. Это надо было видеть, и кто это видел, он это помнит и чувствует сегодня. Пение, рыдания, вскрики и поднятые вверх руки, стрельба из винтовок, много раненых, были убитые.

ФОТОГРАФИЯ: Из тайно переправленного через линию фронта письма Патриарха Тихона Колчаку: "На следующее раннее утро по Благословению моему Образ был сфотографирован очень хорошим фотографом. Совершенное Чудо показал Господь через Его Угодника Русскому народу в Москве в 1918 г. 6-го декабря. Посылаю фотографическую копию этого Чудотворного Образа, как мое Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич - Благословение - на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси. Прошу Вас: усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и являет собой как бы показателя временного попрания веры Православной... Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощи и Благословение Вашему Высокопревосходительству, в Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России". Из воспоминаний ротмистра Князева, личного адъютанта Колчака: "Я помню, как Адмирал, прочитав письмо Патриарха, сказал: "Я знаю, что есть меч государства, ланцет хирурга, нож бандита... А теперь, я знаю!! Я чувствую, что самый сильный: меч духовный, который и будет непобедимой силой в крестовом походе - против чудовища насилия!". Увеличенная фотография Святителя Николая была преподнесена Адмиралу Колчаку в Перми, как священный и благословляющий образ Чудотворца - Патриархом мучеником Тихоном, при большом собрании народа освобожденного города, городских и военных властей, генералитета иностранных войск и представителей дипломатического корпуса. На задней стороне иконы была сделана надпись следующего содержания: "Провидением Божиим поставленный спасти и собрать опозоренную и разоренную Родину, прими от Православного града первой спасенной области дар сей - Святую Икону Благословения Патриарха Тихона. И да поможет тебе, Александр Васильевич, Всевышний Господь и Его угодник Николай достигнуть до сердца России Москвы". В день посещения Перми 19/6 февраля 1919 г."




СЛОВО ПАТРИАРХА: Патриарх передал в дар Колчаку фотокопию иконы Святителя с символичным наказующим и ограждающим мечом, давая ему, таким образом, не публичное благословение, а скрытое признание, иными словами положительное отношение к тому делу, совершаемое адмиралом Колчаком. Вручение фотокопии иконы адмиралу Колчаку весьма символично. Что сам Колчак оценивал "борьбу с большевизмом" именно как "крестовый поход" подтверждают и его слова, сказанные на собрании дружин Святого Креста в Омске 26 октября 1919 г. "Так хочет Бог" - повторил Верховный Правитель слова римского папы Урбана II, отправлявшего крестоносцев из Клермонта в Иерусалим, чтобы освободить "Гроб Господень".

ПОКРОВИТЕЛЬ: Особенным почитанием пользовался Святитель Николай Чудотворец у моряков. Святитель Николай Чудотворец считался небесным покровителем сибирского казачества, начавшего белую борьбу на Востоке России. Святитель Николай Чудотворец - небесный покровитель Государя Императора Николая Александровича Романова.

1 МАЯ: Согласно немецкой средневековой легенде (первомайские гулянья были позаимствованы у немцев), раз в году в т.н. "Вальпургиеву ночь" - в ночь с 30 апреля на 1 мая - вся нечистая сила вместе с ведьмами и колдунами собирается на высокой недоступной горе Броккен вокруг сатаны и устраивает там грандиозный шабаш. В Российской Федерации этот день по-прежнему остается "праздничным" и официально отмечается как "праздник Весны и Труда". В конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием Первомая, фасад Никольских ворот был задрапирован красным кумачом. Однако перед началом праздника ветер сорвал часть полотнищ и раскрыл икону взглядам: "В первый советский первомай на Красной площади в Москве на глазах тысяч людей было явлено чудо Божие: красное полотнище, закрывавшее икону Святителя Николая на Никольской башне Московского Кремля, неожиданно, без посторонней помощи, рассеклось сверху донизу, а полоски материи стали отрываться и падать вниз. И открылся образ Святителя Николая "Можайского": левая рука с крестом была отстрелена во время большевицкой бомбардировки Кремля, правая с мечом грозно занесена".

НАПОЛЕОНУ: Кибовский рассказал, что во время войны 1812 года французы при отступлении из Москвы башню взорвали, ее верх обвалился, однако на иконе разлом башни остановился, "в чем тогда многие увидели божественное провидение и указание на гибель армии Наполеона в России".






(C) 2012


Hosted by uCoz